Являясь социальным барометром, экономическое настроение населения представляет особый исследовательский интерес. Социологическая лаборатория Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС провела исследование на тему индекса потребительского доверия населения, на основе изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 21 мая 20241 года посвященному экономическим стратегиям россиян.
Устроиться на хорошо оплачиваемую должность по мнению большинства респондентов (47%) крайне сложно, всего треть из опрошенных (30%) считают, что это сделать скорее легко. Также стоит отметить, что изменение заработной платы в сторону увеличения отмечает большая половина (47%) из опрошенных респондентов, но есть и те, кто не видит никаких изменений (37%). Делать крупные покупки с использованием кредитных средств в настоящий момент не готовы – 67% и всего 12% отмечают обратное, но стоит обратить внимание на то, что готовы к покупкам без использования кредитных предложений – 31%.
Согласно классике экономической теории в периоды замедления экономики общая материальная уверенность и готовность к долгосрочному планированию резко снижается, граждане выбирают «сберегательную» форму поведения, и при обратной ситуации можно наблюдать рост покупок предметов длительного пользования (мебель, техника и т.д.). Желание россиян брать кредиты зависит от таких факторов как: количество и разнообразие предложений на рынке кредитования, социально-экономическая ситуация, финансовая грамотность граждан, уверенность в завтрашнем дне и т.п.
Опираясь на результаты исследования старший преподаватель кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Юлия Путилина считает, что индекс потребительского доверия имеет положительную динамику, которую можно охарактеризовать как «осторожные ростки» в потребительском поведении и это отражает соответствующий уровень доверия граждан к финансовой системе нашей страны.