Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала результаты мониторингового опроса россиян о самых полезных и бесполезных школьных предметах, которые представил Всероссийский центр изучения общественного мнения в августе 2024 г[1].
Школьная программ постоянно модернизируется, появляются новые предметы, вместо ставших уже привычными, например, вместо привычного ОБЖ появится новый предмет – «Основы безопасности и защита Родины, но несмотря на это, представления россиян о самых полезных школьных предметах остаются неизменными:
– математика (54%);
– русский язык (47%);
– история (30%);
– физика (27%);
– литература (25%).
За последние 15 лет представления россиян о том, какие предметы пригодятся детям в будущем, несколько изменились. Например, чаще это химия (16% по сравнению с 9% в 2009 г.), биология (10%, по сравнению с 3% в 2009 г.), обществознание (9% по сравнению с 1% в 2009 г.), труд (5% по сравнению с 1% в 2009 г.), появилась и военная подготовка (3%). При этом иностранные языки, потеряли свои позиции в рейтинге (9% по сравнению с 2019 г. (23%) и 2009 г. (20%). При этом тройка лидеров остается прежней: алгебра/математика, русский язык, история.
Появление курса логики в школьной программе поддержали 59% респондентов, в основном это18-34-летние (65-68%), мужчины (57%) и женщины (60%), россияне с высшим образованием (60%) и ниже (58%), жители столицы (56%) и сельской местности (56%). При этом 11% отнеслись к этой инициативе безразлично, а не поддерживают эту инициативу 23% респондентов.
Россияне предпочитают, чтобы дети и внуки работали:
– в сфере здравоохранения (27%);
– IT-сфере (20%);
– инженером (12%);
– педагогом (10%);
– военнослужащим, работником силовых ведомств (8%).
Менее привлекательна работа:
– финансистом (5%);
– строителем (5% в широком смысле слова);
– юристом (5%).
Творчество, предпринимательство, наука, профессиональный спорт (по 2%) также малопривлекательны, по мнению россиян.
По мнению, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, результаты исследования продемонстрировали, что для большинства россиян характерно признание важности традиционных предметов, позволяющих сформировать необходимые знания в области математики, русского языка, истории, физики, литературы. При этом россияне считают наиболее востребованными сферами профессиональной деятельности для своих детей и внуков здравоохранение, IT-сферу, работу инженера, педагога, военнослужащего, работника силовых ведомств. Следует отметить, что представления россиян о мире профессий носит слишком традиционный взгляд, между тем игнорирование информации о трансформации рынка труда, востребованных специальностях, не позволяют сформировать инновационный взгляд на процесс профориентации.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/shkolnye-predmety-vazhnye-i-ne-ochen