В комментариях для агентства РЕГНУМ Александр Колик, профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ, заместитель Министра транспорта РФ (1999-2004) подчеркнул:
«Происходящее на рынке грузовых автоперевозок можно описать словами «сложная структурная перестройка». В этом процессе можно выделить следующие основные тенденции:
– европейское направление для отечественных международных перевозчиков практически закрылось, и они переходят частично на обслуживание восточного и южного направлений, частично – на внутренний рынок. С западного направления высвободилось, по некоторым оценкам, до 30 тысяч автопоездов;
– внутри страны (особенно в европейской части) в целом сложился временный избыток провозных возможностей, сопровождаемый некоторым падением тарифов (на отдельных направлениях – до 20-25%);
– наблюдается снижение численности парка – на 5-7% к середине года. Наиболее значимый индикатор этой тенденции – падение объема продаж грузовых автомобилей по данным за июнь (за 6 месяцев – на 17%, за год – на 40%);
– санкции значительно осложнили обновление и поддержание готовности парка грузовых автомобилей, в котором почти 60% составляет техника иностранного производства. Режим параллельного импорта еще не установился, не все популярные в России иностранные производители представлены в соответствующих списках, поэтому одни операторы идут по пути более интенсивной эксплуатации имеющейся техники, другие – перестраиваются на отечественную;
– из-за падения спроса и роста издержек многие небольшие предприятия либо уходят из бизнеса, либо входят в состав более крупных операторов. Некоторые, к сожалению, перемещаются в «серую» часть рынка;
– вместе с тем, на направлениях отдельных международных транспортных коридоров, где грузопотоки растут и будут расти в перспективе (Казахстан, Грузия, КНР) намечается превышение спроса над предложением;
– снижение спроса и тарифов до конца года, видимо, прекратится и сменится их ростом. Причины – возрастание издержек автоперевозчиков, общее восстановление и развитие экономики, выстраивание новых коридоров и рост объемов торговли на южном и восточном направлениях, отмена ковидных ограничений в Китае, создание устойчивых схем обхода санкций (в первую очередь – в российско-китайской торговле), а также ожидаемый рост железнодорожных тарифов.
Рынок грузовых автомобильных перевозок в целом наиболее гибок и приближен к непосредственным нуждам грузовладельцев. Поэтому можно ожидать, что он будет достаточно быстро восстанавливаться и успешно обеспечивать новый формат цепей поставок как в международной торговле, так и внутри страны»